Ничто не убивает новшества быстрее, чем постепенные улучшения. Возможно, именно поэтому ничто так и не вдохновляет, как чистый лист бумаги. Спасибо компании Lagoon за то, что она поняла это и отбросила все предрассудки. Выпустив новую модель Lagoon 50, французский производитель катамаранов прикоснулся к настоящим инновациям в мире постоянно эволюционирующих «двойников».
Кокпит
С виду новый парусный катамаран Lagoon 50 все также имеет два корпуса и флайбридж на композитном бимини. Вполне себе стандартные элементы конструкции, подумал я, пока не поднялся на борт и не узнал, что здесь все иначе.
Гидравлическая платформа для купания, или, как ее называют некоторые, тиковый пляж, служит для крепления тендера, но по-новому. Края платформы откидываются вверх, открывая фиксаторы для надувной лодки. В таком положении по платформе можно ходить между транцами, не проходя через кокпит. Назначение платформы то же самое, просто сделано по-другому.
Две квадратные ступеньки транца, ведущие в кокпит, низкие и удобные. Они не только выглядят более элегантно, но и облегчают переход с воды или причала на главную палубу. В соответствии с новыми техническими требованиями люки машинного отделения теперь открываются вверх и направлены в носовую часть, поэтому при проверке дизелей на ходу вы будете находиться в кокпите, а не на ступеньках, что более безопасно.
В кормовой части кокпита сиденье занимает большую часть транца, и, хотя оно довольно обычное, гриль, расположенный в рундуке по правому борту сиденья, уникален. Он поворачивается наружу и перекидывается через ступеньки транца, чтобы дым и жар не попадали в кокпит. Создается впечатление, что здесь точно не обошлось без участия людей, которые действительно любят проводить много времени на борту катамарана.
Стол в кокпите по левому борту можно оставлять сложенным в течение дня, чтобы было больше места, а вечером разложить, чтобы разместить восемь человек за ужином. Для размещения большего количества гостей ближайшее к салону сиденье отсоединяется и перемещается вверх, к формованным ступеням, ведущим на флайбридж по левому борту. По правому борту таких ступеней нет. Вместо этого здесь находится двухместная лаунж-зона и открытый модуль камбуза с раковиной, холодильником и большой рабочей поверхностью.
Интерьер и оборудование
Я насчитал уже четыре новшества и еще не успел выйти из кокпита! Ступив в салон Lagoon 50 я сразу понял, что меня ждет еще больше оригинальных решений. Обычно на парусной яхте кокпит самое популярное место, а флайбридж (если он есть), занимает второе место по значимости. Любопытно, что конструкторы яхт всегда стремятся обустроить именно салон самым привлекательным образом, но владельцы и гости в основном игнорирую его, за исключением ненастной погоды. Возможно, в Lagoon восприняли это как как вызов, потому что они создали интерьер, в котором действительно хочется находиться.
Диван в салоне занимает почти всю ширину катамарана, он обращен к корме, огибает стол и центральный «остров», на котором установлен телевизор. Стол оборудован ножками с хромированными вставками. И ножки эти выглядят как настоящее произведение искусства. Они чудесным образом опускаются и одновременно сдвигают стол к «острову», превращая диван в место для отдыха, где можно провести время за просмотром фильма. Стол идет в качестве дополнительной опции, но любой владелец катамарана очень быстро поймет, насколько это интересная особенность.
Любители длительных морских путешествий по достоинству оценят пространство, отведенное под навигационную станцию. Место штурмана расположено в салоне по правому борту: здесь установлен стол, B&G MFD, радиостанция и управление автопилотом, так что управлять катамараном можно изнутри. И хотя в современных условиях управление яхтой по большей части осуществляется с помощью электроники, настоящие «круизеры» по-прежнему ценят и любят этот уголок для судовых дел.
На нашем тестовом катамаране штурманский стол был обтянут кожей, что придало ощущение роскоши. А вообще эстетика всего интерьера обновлена с помощью темного оттенка дерева Alpi, что возвращает нас к более изысканному стилю, который был прежде, чем серый цвет стал почему-то доминировать в яхтенных интерьерах.
Камбуз расположен между «гостиной» и кокпитом. Он разделен на две части: по левому борту установлена трехконфорочная плита Eno и раковина, а по правому – два холодильника. Рабочих поверхностей более чем достаточно, так что приготовлением еды и напитков могут заниматься несколько человек одновременно, и при этом никто не наступит на ногу и не получит локтем по ребрам. Вышеупомянутая «островная» консоль в центре салона также добавляет места для хранения посуды, поскольку она огибает компрессионную стойку для мачты.
С большим любопытством я спустился по трапу в мастер-каюту, которая занимает весь правый корпус катамарана, и оказался в ее самом центре. Справа я увидел большой письменный стол с книжным шкафом и диваном. Далее обнаружилась гардеробная с тремя рядами по три выдвижных ящика для одежды. Палубный люк над головой пропускает достаточно света, так что каюта вовсе не похожа на темную пещеру.
В носовой части каюты расположен большой гальюн с двумя отдельными раковинами для умывания и огромной душевой кабиной. Туалет также раздельный и не занимает места в душевой кабине. Двуспальная кровать находится в корме, она островного типа и к ней удобно подойти с любой стороны.
Исследование всех возможностей хранения вещей в каюте владельца похоже на игру. Здесь есть рундуки, спрятанные в шкафах, множество полок и ящиков, и даже на задней стороне раздвижной двери, обеспечивающей приватность каюты, есть встроенный стеллаж для журналов, так что пространство не пропадает зря. Большие бортовые иллюминаторы с открывающимися вставками и палубные люки создают ощущение простора и в каюте так светло, будто я никуда и не спускался.
Доступные варианты планировки интерьера включают выбор из 3 или 6 кают и 3 или 6 гальюнов. Каюты эти расположены в средней части катамарана и в основном «съедают» почти все потрясающее пространство интерьера. Планировки с большим количеством кают отлично подойдут для чартера, но все-таки жемчужина Lagoon 50 – это конечно каюта владельца, занимающая весь корпус и не имеющая аналогов в катамаранах такого же класса. Поэтому я думаю, что для частного использования покупатели выберут вариант именно с ней.
Флайбридж и носовая палуба
Могу предположить, что 50% всех выпущенных моделей Lagoon 50 будут использоваться для чартера и большинство из них оборудованы флайбриджем, как наш тестовый катамаран. Пост управления катамараном находится на флайбридже, в центре за мачтой, что делает обзор перед катамараном немного неудобным. Здесь есть длинный диван, на котором поместится сам рулевой и как минимум трое его помощников. Приборная панель поделена на два уровня: электроника B&G и навигационные приборы расположены под углом к рулевому, а автопилот и дистанционное управление брашпилем – на нижней панели.
Рычаги управления двигателем находятся справа, а два подстаканника – слева. Также здесь есть три лебедки Harken для бегучего такелажа, включая шкоты авто-стакселя, которые заведены через стопоры и три интегрированных рундука для шкотов и фалов.
Позади сиденья рулевого есть площадка для загара с подъемными подголовниками и поднимающимися секциями в области коленей. Во время длительных морских прогулок с автопилотом это будет место, с которого удобно наблюдать за движением катамарана, управлять им и одновременно отдыхать.
На флайбридж можно забраться по двум трапам – по левому борту из кокпита и по правому борту с палубы. И там, и там не помешали бы дополнительные поручни, в чем мы убедились в открытом море.
Для тех, кто уже провел время в салоне, кокпите и флайбридже, всегда есть еще одно очень интересное место на Lagoon 50 – носовая палуба со встроенными шезлонгами, U-образным диваном и коктейльным столиком, расположенным на крышке брашпиля в центре.
Иллюминаторы в салоне можно открыть, чтобы передавать сюда напитки прямо из камбуза. А когда на якорной стоянке солнце начнет палить с запада, это будет самое тенистое место, где так приятно свернуться калачиком с книгой.
Lagoon 50 на ходу
Со 158 квадратными метрами парусов, гротом со сквозными латами и авто-стакселем, наш тестовый катамаран показал себя в море во всей красе. Мачта, высотой 26.51 м, сдвинута в корму для предотвращения хобби-хорсинга, что дает этому катамарану возможность ловить достаточно ветра в такелаже. При 12-16 узлах истинного ветра почти у самого берега мы шли острым курсом со скоростью 5.1 узла, а затем увалились и легко разогнались до 7.4 узлов. Водоизмещение Lagoon 50 почти 20 тонн, и чтобы получить максимальную отдачу от парусов лучше приобрести Code 0, который позволил нам развить скорость в 11.4 узла.
Два дизельных двигателя Yanmar мощностью 57 л.с. (опция – 80 л.с.) с saildrive и складными винтами обеспечивают скорость 9.5 узлов на 3000 об/м. В более экономичном режиме 2200 об/м катамаран развивает скорость 7.5 узлов.
Кто знает, куда занесет владельцев новой модели Lagoon 50? Одно можно сказать наверняка – замечательные открытия в области дизайна были сделаны уже при проектировании этого катамарана, что показывает, куда можно попасть, когда начинаешь с чистого листа бумаги…