Lagoon 440 - Революция на полном ходу

17 февраля 2008

Ну например возьмем флайбридж, который является в принципе инновацией для любой парусной лодки длиной менее 75 футов. Добавим сюда "крылья ласточки" - новую форму бридждека. Смешаем в достаточном количестве действительно удобную палубную планировку, комфорт в каютах и качество исполнения  - и вы получаете Lagoon 440, прорыв в мире  круизных катамаранов.

С первого взгляда линии Lagoon 440 кажутся хорошо знакомыми. Общая форма корпуса и рубки напомнили мне что-то, что я не могу вполне точно выразить. Внешне, Lagoon 440, безусловно, напоминает другие лодки этой серии. Я размышлял об этом, когда на швартовку прибыл моторный Lagoon Power 43, и я тотчас увидел сходство...

Конечно, нос Lagoon 440 не такой широкий, как у Lagoon Power 43, но похожи надстройки, хотя, вероятно, это в большей степени характерно для моторных  судов, чем для предыдущих моделей парусных катамаранов этой серии. Когда я впервые увидел Lagoon Power 43 с гигантской кормовой каютой - я прокомментировал, что придет день когда салоны на парусных катамаранах будут оснащены, как "номер люкс". На Lagoon 440 каюты все еще не то, чтобы суперлюкс,  но однажды…

Пост управления размещен на крыше салона, на флайбридже, с доступом по бортам. Форма днищевой части бридждека революционна, как и сам флайбридж: создатели называют ее  "крыльями ласточки", и она разработана, чтобы ослабить воздействие волн, бьющихся в днище. Обычно шум этих ударов громкий и всегда неприятный. Позже мы увидим, работает ли это действительно в море.

Меж тем, я наконец-то оказался на борту Lagoon 440, который произвел на меня одно из сильнейших впечатлений на бот-шоу  в Майами. Катамаран должен был идти с верфи своим ходом на Балеары, а я проследовал на ней до Ла-Каруньи через Бискай. На борту все удивительно: ребята из Lagoon превзошли сами себя. Я никогда не видел ничего подобного.  Слова, пришедшие в мою голову, чтобы описать увиденное, относились, скорее, к лексике, касающейся  домов и квартир, такие, как "первый этаж", "патио", "двухэтажная квартира"... Я забыл, что нахожусь на борту катамарана. Все в катамаране спроектировано вокруг флайбриджа, доступ к рулевому управлению осуществляется посредством двух лестниц, по одной с каждой стороны кокпита. Все фалы и шкоты, даже управление геннакером, контролируются отсюда. Однако в интересах безопасности,  грота-фал выведен вниз на жесткий бимини, чтобы в случае необходимости его можно было быстро растравить.

В открытом море.
Утро пятницы перешло в прекрасный весенний день с прохладным северо-восточным бризом. Прогноз погоды обещал мощный антициклон и ветра  - идеальные условия для нашего путешествия. На борту нас было пятеро, так что ночная вахта обещала быть легкой. Маневрирование в порту не составило проблем - с высоко расположенного поста управления, где в обзорности хоть отбавляй - не имелось мертвых точек.

Мы покинули известный яхтенный порт Les Minimes, что в Ла-Рошели. Планировка нашего катамарана - версия с мастер-каютой. Также судно укомплектовано почти всеми возможными опциями, включая электрические лебедки. С ними подъем грота превращается в детскую игру, однако Ален предпочел поупражняться и поднял его вручную. Последние несколько футов фала были пройдены на электрической лебедке. Шкотовые лебедки также электрические. Следующим нашим парусным  маневром была установка геннакера, после установки которого наш Lagoon 440 набрал  5 узлов в бакштаг при ветре 11 узлов. В течение путешествия мы не использовали геную, однако я обратил внимание на то, что погоны стаксель-шкотов находятся на крыше рубки. Вообще по крыше салона можно прогуливаться легко и безопасно, благодаря многочисленным поручням. Эти поручни установлены повсюду, в том числе и на баке, о котором часто забывают.

В кокпите мы обнаружим место для барбекю, айсмейкер и холодильник; на камбузе также установлен второй холодильник, а также морозилка и посудомоечная машина. На стол в кокпит очень удобно подавать из салона через специальный сдвижной иллюминатор. Когда стол в кокпите не нужен, то он легко заменяется на небольшой кофейный столик. Ранее на катамаранах кокпит был всего лишь внешним пространством, но на Lagoon 440 это общее единое целое с палубой и салоном. Однако тут можно выделить принцип "трех зон". Первая зона безопасности - это главный кокпит. Вторая зона - носовой кокпит с солярием. Тут же установлен брашпиль и якорный рундук. Якорь опускается с носового бимса. Распределение веса оптимально. Третья зона - пост управления. Таким образом данный принцип зональности очень полезен для семей, которые хотят уберечь детей от шкотов и потенциально опасных предметов и снастей. Однако есть и обратная сторона - разделение судна на три зоны означает, что человек у штурвала изолирован от прочих членов команды. И ведь верно - подобный катамаран не так уж прост в управлении. Но позже, попробовав Lagoon 440 на ходу я понял, что тут проблем не будет - флайбридж хорош именно для маневров, и стоит поставить лодку на автопилот, и рулевой сможет присоединиться к другим "внизу"…!

Из салона я наблюдал за проплывающим мимо островом Ile de Re -  обзор из  салона практически 360 градусов!  Вентиляция осуществляется через 4 люка, плюс служебный люк между камбузом и кокпитом. Наш катамаран адаптирован под американский рынок - двигатели более мощные, чем стандартные (2 х 75 л.с., против стандартных 2 х 40 л.с.). Штурманский стол в рулевой рубке оснащен системой контроля за двигателями и джойстиком управления автопилотом.

Прекрасная погода, спокойное море.
Прогноз погоды на день предвещал: прекрасная погода, спокойное море, однако после обеда усиление. Знаменитые "крылья ласточки", кажется, действительно работают, погашая удары волн в днище бридждека, но позднее мы увидим, работают ли они в более бурном море. Внушительные надстройки показывают предрасположенность катамарана к килевой качке. Для нашего перехода мы были хорошо загружены - примерно тонна воды, полный бак топлива, 10 кВ. генератор и прочее оборудование. Была моя очередь орудовать на камбузе (в меню курица карри с рисом) и я оценил дополнительный иллюминатор над плитой.

Сейчас мы были в Атлантическом океане, здесь ощущалась незначительная зыбь. Далее по курсу небольшое волнение в нос заставило нас слегка потанцевать. Бриз вскоре уменьшился, и наша скорость спала. Как и всем комфортабельным  круизным  катамаранам, Lagoon  440 нужно по меньшей мере 15-20 узлов бриза, чтобы "ожить". В средний ветер  скорость катамарана без усилий составит 8-9 узлов, но чтобы превысить 10 узловой рубеж скорости нужен уже более сильный ветер.

На закате бриз усилился до 20 узлов; при угле к ветру в 130 градусов наша скорость составила 9 узлов, и мы почувствовали некий дискомфорт в управлении. Я поднялся на флайбридж и взял штурвал в руки. При скорости в 10 узлов штурвал как будто немного утратил чувствительность. Я развлекался, играя с волнами, но не мог вывести лодку на глиссер; нужно было бы больше ветра.

Хочу заметить, что в целом управлять с флайбриджа удобно и безопасно. Однако в сильный ветер более комфортно наверное все же находится в классическом кокпите. Тем более что у Lagoon 440 по бортам кокпита устанавливаются  полупрозрачные боковины, превращая кокпит в защищенный открытый салон. Приближалась ночь и наш шкипер Жан-Пьер выделил мне вахту с 1 до 3 ночи. За 11 часов на море, мы прошли 75 миль - очень даже неплохо. Ночь застала нас в океане при ветре силой 4-5 баллов и попутной волной.

Особенности интерьера.
Еще раз напомню, что планировка нашего катамарана - версия с мастер-каютой. Это означает, что весь правый корпус отдан под владельца - большая двуспальная кровать, диван. Рядом с диваном расположен столик с креслом. Высота в каютах отличная. Вентиляций также не вызывает нареканий.  В носу расположен отдельный туалет и душ. В левом корпусе находятся две двухместные каюты с отдельными санузлами. Моя каюта (в корме по левому борту) была достойно оформлена. Обзор через иллюминаторы превосходен, и мне стоило только повернуть голову, чтобы иметь беспрепятственный вид на океан.

Я почти заснул… На мгновенье мне показалось, что ветер стих и шкипер включил двигатель. Я только собрался поздравить изготовителя с отличным уровнем звукоизоляции, как вдруг понял, что на самом деле это был работающий генератор! После немногих часов прерывистого сна, пришло время моей вахты. Море стало бурным; удары волн о носовой бридждек, были ослаблены, но полностью не исчезли. Впервые представленная форма бридждека  "Крыло ласточки", определенно, работает, оставляя волнам меньше возможности для сильных ударов, чем если бы бридждек был плоским. Ветер был переменчивым, между 15 и 25 узлами, и скорость катамарана колебалась от 6 до 8 узлов.

Рассвет осветил далекий горизонт, в то время как флуоресцирующий планктон окрасил наш  двойной кильватерный след… Постоянные короткие  вспышки света на расстоянии указывали на рыболовецкую лодку прямо по курсу. Я забыл сообщить вам, что над штурманским столом и камбузом установлено мягкое ночное освещение, дабы не ослеплять рулевого ночью. Также интересный момент - при растравленном геннакере угол обзора из рубки уменьшается, и я был вынужден периодически выходить наружу проверять горизонт.

Завтрак на 8 узлах.
Мы прошли сто семьдесят семь миль с того времени, как покинули Ла-Рошель. Наше путешествие протекало по спокойному морю и с большим комфортом… Мы позавтракали  в салоне, с видом на море. Лаг показывал нам  8 узлов...

Днем ветер снова подкис до 7-9 узлов. Мы убрали геннакер и включили двигатель. На нашем катамаране были установлены более мощные дизеля, нежели в стандартной версии. Наши два по 75 л.с. на 2000 оборотах толкали нас вперед со скоростью 7.5 узлов. Вот звукоизоляцию можно было бы и улучшить. Зато вибрация почти не ощущается.

Я уснул, и когда Жан-Пьер разбудил меня на вахту, в поле зрения уже были огни испанского берега. В два часа утра я отправил всех спать, а сам провел вахту, сидя за штурманским столом и управляя катамараном с помощью джойстика.

В Ла–Корунью мы пришли ранним утром. Мне пора сходить на берег.  Жан-Пьер рассказал мне позже об остатке путешествия: "При ветре в 20-30 узлов мы долетели до Балеаров за 8 дней. Часто скорость достигала 13 узлов (при ветре в 25-30 узлов, под гротом и геннакером). А рекордом скорости на переходы было 17, 6 узлов."

Ла - Корунья.
Потратив 48 часов и пройдя более 300 миль через Бискайский залив, Lagoon 440 представляется мне очень приятной лодкой и с точки зрения мореходности, и как судно, прекрасно оборудованное для жизни на борту. Катамаран удобен в управлении, но несколько тяжеловат.  Даже с геннакером необходим хороший бриз, по меньшей мере 12 узлов, чтобы достичь приличной скорости. Однако это характерно для всех серийных круизных катамаранов. В целом Lagoon 440 - безусловный успех верфи.

Заключение:
Что мне понравилось:
Отличный обзор с места рулевого.
Судно разделено на три "зоны".
Большое количество поручней на палубе.

Что не очень понравилось:
Стол на крыше кокпита.
Высота гика над флайбриджем.
Факт того, что все фалы и шкоты контролируются с флайбриджа (иногда хочется сделать это с "первого" этажа).

Источник:  Журнал Multihulls World, август, 2005 год