Lagoon 420. Гибридный мотор: Тише! Он работает!

17 февраля 2008

Новый катамаран Lagoon 420 стал первым в мире парусным катамараном с электрическими двигателями. Но и это еще не все - Lagoon 420 представляет своим владельцам возможности, ранее не досягаемые для 42-футовых лодок.

Внешне новый Lagoon 420 - это стопроцентный Lagoon с их типичным панорамным остеклением рубки. Рубка более угловатая, чем на предыдущих моделях, однако такой тип демонстрирует массу преимуществ: исключительный обзор из кают-компании, и возможность оставлять открытыми иллюминаторы во время дождя (что очень ценно в тропиках). Сравнивая Lagoon 420 со своим предшественником, Lagoon 410, можно заметить следующее: чтобы сделать путешествия как можно более комфортными, конструкторы увеличили размер корпусов в длину и немного увеличили осадку. Тем самым увеличилось до 11 т. водоизмещение и увеличился объем внутренних помещений.

В целом конструкция катамарана заметно эволюционирует по отношению к предыдущим моделям Lagoon. В частности верфь Lagoon начала использование технологий, в манере Beneteau, все более приспособленных к выпуску серийной продукции. Корпуса катамаранов изготавливаются полиэстер-винилового сэндвича (исключающего взаимопроникновение), днище монолитное, а палуба и кокпит - сэндвич из бальсы и смолы.

Но настоящая революционность этого катамарана - это электрические двигатели, которые питаются от системы аккумуляторов, питаемых в свою очередь единственным дизельным генератором. Главное преимущество такой схемы: один двигатель-генератор приводит в движение судно, а также дает энергию всей системе, обеспечивающей комфорт - а такие системы становятся все более и более сложными (электроника, климат-контроль, многочисленные холодильники и прочее).

Проект с электромоторами компания начала 10 лет назад с подачи г-на Бруно Бельмонта, главы компании Lagoon. В течение 5 лет система тестировалась на Антильских островах на Lagoon 410 и 440. Это значит, что это верфь достаточно серьезно подготовилась к перевороту.

На ходу.
"Ну что, отчаливаем? - ОК, идем!". Устроившись на рулевом посту, находящимся в кокпите по правому борту на возвышении и с которого очень удобно управлять, я осторожно включаю двигатели на передний ход. Это мой первый опыт с подобными моторами. Наш Lagoon 420 Hybrid выходит со своего места в средиземноморском порту Йер (Hyeres) без малейшего шума, только легкой вибрацией кормы указывая на вращение винтов. На самом деле для себя я открыл преимущества электрической тяги: реактивность и экономичность. Электромоторы отлично подходят для маневров в порту, хотя привычных к дизелю граждан тишина на судне будет немного волновать. Но, поверьте мне, вы к тишине быстро привыкнете, и это превратиться в удовольствие!

Отойдя от берега на 300 м, я добавляю скорости: показания на приборах немного непривычны. Также сюрпризом стало автоматическое включение генератора, практически беззвучное. Мы выключаем двигатели и поднимаем паруса.

Все операции с бегучим такелажем (фалы, шкоты, рифы и т.д.) производятся с поста управления. Тут же установлены 4 лебедки (электрические лебедки уже сразу в стандарте) и ряд стопоров. Конечно, идея создать все условия для управления катамараном в одиночку более чем похвальна, но на мой взгляд это быстро вызовет бардак, если за всем не присматривать.

Зато можно быть довольным качеством палубного оборудования: все скользит и крутиться без усилий. Грот взлетает совершенно спокойно, без выламывания рук - электрическая лебедка этому способствует! Так же легко вы справитесь со всеми фалами и рифами. Единственное, что вызывает настоящее сожаление - недостаточность обзора парусов (которые очень даже неплохие по форме) из-за большого жесткого тента над головой. Однако этот тент в свою очередь полезен при уборке грота – по крыше можно ходить.

Принимая в расчет водоизмещение Lagoon 420 очевидно, что для хороших ходов ему предпочтителен свежий бриз. Однако надо заметить, что он не так плох, как многие его коллеги других фирм-производителей. При ветре 10 узлов начинается ускорение (4-4.5 узлов), а при 15 узлах ветра катамаран набирает 7 узлов.

По сравнению с другими катамаранами, управление штурвалом все-таки несколько тугое на мой взгляд (надо проверить регулировку баллера). Зато маневренность отличная даже несмотря на малоблагоприятные погодные условия (высота волны 1 м.).

Даже при достаточной скорости (7.5 узлов при ветре в 15 узлов), предпочтительно использовать геннакер - эту опцию надо заказывать без колебаний.

Жизнь на борту.
Обилие пространства - главное достоинство этой модели. Совмещенные кокпит и кают-компания очень вместительны, благодаря широкому проходу и дополнительно сдвигающемуся люку. За U-образным столом в кают-компании могут одновременно разместиться 8 персон. Также этот стол может использоваться как снаружи, так и внутри. Место рулевого оборудовано двухместным креслом. При маневрах в марине или стоя на якоре вы также по достоинству оцените кормовой бридждек, по которому вы спокойно можете переходить с борта на борт - принять швартов или приготовиться к нырянию.

В целом следует отметить, что кают компания очень просторная, с прекрасным панорамным видом. Все очень удобно. Очень понравилась идея с камбузом - он совмещен с кокпитом. Жаль, что мойка не очень большая, но производитель обещает это исправить. Штурманский стол оборудован столом для карт и большим количеством навигационных приборов.

Спускаемся в каюты. Высота в проходах 2 м. Здесь много света, благодаря иллюминаторам с видом на море. Хорошее место для кроватей, размером 2 х 1.50 м, однако электрического света маловато и включаются светильники не очень удобно.

По левому борту расположена мастер-каюта, длиной 6.10 м ! Также в носу находится большая ванная комната с отдельным душем, Масса иллюминаторов и люков, которые отлично пропускают свет, а также через них открывается прекрасный вид на море. В правом корпусе расположены две двухместные каюты с отдельными туалетами.

Моторный отсек.
Электро-дизельная система широко используется на протяжении многих лет в коммерческом флоте. Эту систему можно назвать "прямой", когда генератор сразу приводит в действие двигатели без промежуточных аккумуляторов. На Lagoon 420 установлена система, называемая "гибридной" (откуда и название катамарана), сродни автомобильной: мотор подпитывается батареями, которые сами заряжаются от генератора. Польза этого источника энергии двойная:
Безопасность - достаточная емкость батарей, чтобы достичь порта в случае проблем с генератором. Только на батареях можно пройти около 15 миль.
Гибкость использования. Электрические моторы сразу же готовы к использованию, вам нет необходимости запускать генератор для экстренного запуска моторов. Также очень эффектен заход в марину в полной тишине! Помимо этого, Hybrid предполагает 5 типов использования, которые вы можете сами выбрать в зависимости от необходимости:

Пять типов использования.
Выбор типа использования производится с помощью коммутатора, расположенном у входа в кают-компанию в шкафу. Открываем шкаф. Все очень просто!

1. Стоянка в марине.
Генератор и двигатели выключены. Все бытовые приборы и оборудование доступны. Питание бортовых систем - 220 В., загрузка батарей двигателей (72 В.) и управления (12 В.). Управление двигателями заблокировано (для безопасности)

2. Остановка системы.
Это способ стоянки, без потребления энергии. Применяется для длительного хранения судна в порту. Предупреждение: на все время стоянки нужно обязательно отключить конвертер, чтобы избежать разрядки батарей.

3. Стоянка на якоре.
Генератор включается (и выключается) автоматически в зависимости от необходимости. Все бортовые приборы доступны: включено бортовое питание 220 В, зарядка сервисных аккумуляторов (12 В.) и аккумуляторов моторов (72 В.). Пусковые аккумуляторы отключены в целях безопасности.

4. Включено бортовое питание и моторы.
Этот способ применяется, когда есть необходимость в энергии, а также при использовании сети 220 В. Генератор включается автоматически по необходимости, для подпитки сети 12 В. или 220 В , а также для подзарядки всех аккумуляторов. Мощность моторов ограничена 60 %.

5. На ходу.
Самый распространенный тип использования: электроэнергия вырабатывается чтобы двигаться с использованием моторов, либо регенерируется при ходе под парусами. Единственная оговорка: сеть 220 В. отключена.

Под парусами: начиная примерно с 5 узлов хода, винты начинают крутиться и подзаряжать батареи моторов (если скорость меньше 5 узлов, создаваемой энергии недостаточно).
Под моторами: моторы питаются от батарей. Генератор запускается автоматически, как только их зарядка батарей уменьшается до определенного уровня.

Под электромоторами. Первые впечатления.
Тишина и полное отсутствие вибрации впечатляют. Нужно привыкнуть к маневрированию в марине, так как не слышно ничего, там, где звуки дизелей дают нам нужную информацию.
Мощность электрических моторов, снабженных трехлопастными зафиксированными винтами, удивительна, также как и их реактивная тяга.

Вот что показалось мне интересным. При использовании способа 5 (на ходу), скорость движения с короткой подзарядкой батарей составляет 7 узлов. При максимальной мощности моторов, согласно GPS, скорость катамарана достигает 7.8 узлов. В таком режиме судно может идти чуть более полутора часов, так как энергия черпается из батарей. Способом 4, с моторами в 60 % мощности, скорость катамарана - 6.6 узла, одновременно с использованием функций сети 220 В, 12 В. и зарядкой батарей. При 4 и 5 режимах при ходе под парусами, вращение винтов подзаряжает аккумуляторы при скорости судна начиная с 5 узлов. Только на аккумуляторах (заряженных на 90 %) мы достигли скорости в 4.5 узла (производитель обещает более 5 узлов с батареями заряженными на 100 %).

Маневренность катамарана под электромоторами значительно лучше, чем с использованием классических дизельных двигателей. Это особенно заметно во время подхода к пирсу, благодаря реактивности и гибкости электрических моторов. В отличие от классического мотора (с резким сцеплением), постепенность электромотора абсолютна (можно заставить мотор вращаться 10 оборотов в минуту, если есть такая необходимость). Инверсия хода мгновенна: перед тем, как включить задний ход, нет необходимости ждать, когда режим изменится, как в классических дизелях. Это реально: при скорости 4 узла, мы можем остановить катамаран, спокойно переходя с переднего на задний ход. И все это без малейшей вибрации!

Экономия топлива - козырь системы Hybrid. Генератор (17,5 кВ.) потребляет 6.1 л в час на полной мощности и 4.2 л на 65 % (этот случай более распространенный). На равноценной скорости, два дизельных двигателя с колонками sail-drive 50 л.с. потребляют в два-три раза больше (данные из сервисной книжки).

Автоматическое включение генератора (как только батареи разряжаются до определенного уровня) поражает. Не может быть двигателя, который включается сам! Уровень шума уступает классическим дизелям (51 ДБ в кают-компании, это уровень шепота, 56 ДБ - на ходу, 50 ДБ на баке).

Бортовое электрическое табло демонстрирует нам сведения об всех электрических системах (посредством амперметров и вольтметров). Также тут стоит табло контроля за генератором. На мой взгляд на данном виде двигателей важно найти баланс между скоростью и электрическим потреблением. Тут как раз все просто: вам понравятся датчики и экраны, на которых можно наблюдать за включением - выключением двигателей, генератора и оборотами.

Излишняя тяжесть - слабое место гибридной системы: Судно получается на 800 кг. тяжелее, нежели близнец с двумя сейл-драйвами по 50 л.с. Однако этот недостаток от тяжести аккумуляторов отчасти компенсируется экономией топлива: его нужно в два раза меньше.
Большим плюсом является вопрос техобслуживания. Техобслуживание самих моторов практически нулевое (первое ТО в 20 000 часов).

Выводы.
Катамаран Lagoon 420 - первый и пока единственный катамаран с электрическим приводом типа Hybrid. Однозначно это очень интересная новинка на рынке. Также следует учесть, что компания Beneteau в недалеком будущем планирует оснастить электромоторами несколько моделей однокорпусных парусных яхт, а это хороший знак!

В целом Lagoon 420 - хороший круизный катамаран, демонстрирующий вполне удовлетворительные ходовые характеристики. По уровню комфорта не имеющий равных в своей категории, с прекрасной вместительностью, эргономикой. Кают-компания, кокпит и каюты достойны пассажирского судна!

На что необходимо обращать внимание:

- Уровень жидкости в батареях.
- Герметичность валовых линий, дабы избежать любой влажности в моторных отсеках, хотя они и серьезно защищены.
- Проверять периодически состояние электрических соединений.
- Техобслуживание генератора. При надлежащем уходе генератор проработает 10 000 часов.