Если как я, вы завсегдатаи ботшоу, вам ничего не остается, как осматривать большое количество яхт различных производителей, думая при посещении очередной, да, эта лодка просто совершенство. Конечно, рядом – продавец и его непременный монолог: «…много места и больше безопасности для мамы и детей, а также впечатляющие ходовые качества для папы…» И этот рассказ совсем не то, что вы хотите услышать, принимая решение.
Хотя выбор идеального катамарана дело сугубо личное, мы представляем 10 наставлений по выбору и покупке катамарана.
1. Ты купишь катамаран, отвечающий твоим сегодняшним запросам, а не будущим мечтам
Яхта обладает ореолом романтичности и авантюризма. Однако между мечтами и реальностью большая разница. Многие говорят мне, что хотели бы отправиться в длительный поход. – Когда? — спрашиваю.- О, ну когда пойду на пенсию… ну, мы собирались построить домик на Таити … я думаю… 4-5 лет…
Ого! Эти 4-5 лет могут длиться и все 10. Многие так и гоняют по бескрайним просторам заливов по 10 лет. На большой круизной яхте надо выходить в море. Если хотите нужна «лодка выходного дня», берите яхту поменьше, хоть и не с такими ходовыми качествами, но зато дешевле.
2. Помни всегда – все, что предоставляет комфорт на стоянке – убавляет комфорта в море и уменьшает скорость
На ботшоу лодки стоят такие красивые, начищенные до блеска, среди свежих цветов, ароматических свечей и красочных баннеров производителей. Все это располагает к разговорам об эстетике, ценах на оборудование. Обращаю внимание, все это декорации, не суть. Размер кроватей, душевых кабин и камбузов – вот, что часто более всего беспокоит создателей новых моделей круизных катамаранов. Как-то забывается, что эта яхта, имеющая вес от 7 до 20 тонн, должна еще ходить по морю, по большей части еще и против ветра.
Внимательно отнеситесь к вашим реальным запросам. Много катамаранов, красивых и просторных, которые поражают воображение на якорных стоянках. Большинству из них самое место в неторопливых межостровных переходах. Но существует множество желающих пересечь океан, или ходить по 1000 миль в год.
3. Ты так горишь желанием купить, что не находишь возможности проверить катамаран на море в продолжительном походе
2-х часовой тест-драйв в заливе не лучший способ узнать о поведении катамарана после того, как берег скроется из глаз, а стрелка барометра начнет резко падать. Однако часто люди покупают яхты без их проверки в условиях сильного бриза или более менее реалистических морских условиях. А ведь только в этих условиях можно оценить работу системы рифов, такелажа и парусов. Возьмите в чартер кат той марки, что собираетесь купить, на Карибах или в южном Тихом океане – это позволит проверить все навигационные качества яхты.
4. Если хочешь «настоящий» морской круизер – присмотрись к катамаранам со швертами
После занятий яхтингом в течение 30 лет, могу точно сказать – тримараны и однокорпусники быстрее катамаранов. Точно так же заверяю вас, что катамаран со швертами намного быстрее катамарана с элеронами. Поднимая шверт, вы можете увеличивать скорость, уменьшая сопротивление воды, а также можете заходить на мелководные участки. Однако негативным моментом является высокая стоимость установки швертов на катамаран.
5. Покупая катамаран, тщательно посчитай возможности его загрузки
Когда архитектор катамарана начинает свою работу, основной концепцией для него является пропорция ширины корпусов и предполагаемой загрузки. Слишком широкие корпуса – медленный катамаран, слишком узкие – не позволят катамарану развивать ожидаемую скорость, потому как будут испытывать перегрузку.
Как всегда, что бы принять мудрое решение, нужно взвешенно подойти к выбору «фасона» катамарана.
6. Если ты не посвящаешь навигации более 4-5 недель в году, рассмотри возможность отдать катамаран в управление
Яхту можно передать по договору управления, например чартерной компании, у которой как правило имеется несколько вариантов заставить вашу лодку отбивать, затраченные на покупку деньги.
7. Если ты строишь катамаран CUSTOM, ты должен быть заранее готовым к сверхрасходам
Часто ко мне обращаются мужчины, ибо по большей части яхтами управляют мужчины, которые недовольны имеющимся предложением на рынке катамаранов. Это богатые люди, ведь только у таких морская страсть настолько требовательна, что не находит достойных яхт у большинства производителей. Я сразу предупреждаю таких покупателей – строительство персональной лодки – вещь очень непростая, и почти всегда заканчивается тем, что будет потрачено времени и денег больше, чем ожидалось.
Когда настанет время продать лодку своей мечты, станет ясно, что стоит она намного дешевле, чем ожидалось, ибо не несет имени известного конструктора, а построена с особенностями, которые как правило не востребованы на рынке. С другой стороны для тех, кто покупает подержанные лодки, такая может стать очень интересным вариантом для начала.
8. Если у тебя не хватает денег на новый катамаран, не бросайся покупать катамаран, требующий «небольшого ремонта»
Многие, спросив меня о стоимости ремонта катамарана более 40 футов, очень удивлялись и заявляли: я сделаю это (ремонт) сам. Ну да, если ты очень «рукастый» и имеешь много свободного времени, то будет возможность увидеть, что ты можешь сделать, и более всего, что не сможешь.
Один из моих клиентов присмотрел один подержанный Prout во Флориде. Он хотел заменить имеющиеся кили на шверты, поменять электронику на более современную, поменять паруса и перекрасить лодку. При цене лодки 130 000 долларов, им предполагалось, что стоимость модернизации составит примерно 20 000 долларов. Нет!- вскричал я,- 20 000 уйдет только на покраску, плюс 5000 на установку каждого из швертов, и что вся реставрация лодки обойдется минимум в 50 000.
Можно заиметь «старинную» лодку с широкими бимсами и долго искать ту редкую верфь, где ее смогут принять для ремонта, при этом, если вы зададите вопрос «Сколько?»- вы уже в сложной ситуации… Короче, в своих подсчетах относительно ремонта дешевого подержанного катамарана будьте предельно педантичны – множество народу платит огромные деньги за то, что они считали реставрацию несложным и дешевым делом. Длительный опыт владельца яхт научил меня – если берешь подержанную –бери только в идеальном состоянии.
9. Покупай катамаран легкий в управлении
Поднять, опустить грот, размером 90 кв.м, взять риф при порыве ветра – все это требует приличной сноровки и энергичности. Необходима команда. Или вы надеетесь на помощь неопытных друзей, которых вы пригласили. Поверьте, идеально найти катамаран, которым можно управлять в одиночку или вдвоем. Если вы с женой или другом не можете управиться с катамараном – каждый выход в море будет компромиссом…
Всегда покупайте катамаран меньшего размера, нежели «размер» ваших морских навыков. Вышеуказанная формула также подходит и для стоимости катамарана. Если вы приобретаете кат более 45 футов, часто может потребоваться наличие электрических лебедок, двух стакселей на закрутках, а также самоперекидывающийся фок.
10. Чем быстрее, тем безопаснее
Скорость на море один из факторов безопасности. Многие прежде всего думают – может ли судно выдержать шторм и какой, не думая, а может ли оно убежать от него. Огромное преимущество катамарана перед монокорпусником а плане безопасности (не считая непотопляемости) это набор максимальной скорости. Чем выше скорость, тем меньше вы находитесь в штормовой зоне. Используя современные средства связи и метео – оповещения, катамаран, развивающий скорость в 12 узлов перед штормом, сможет «убежать» от ветра скоростью более чем в 50 узлов…